18. Зевий, середина дня, Окталатия
Лонар Гомба молчит. Долго и пристально рассматривает рисунок, поворачивает фольгу, вглядываясь в изображение под разными углами. Периодически обращается к лежащему рядом списочнику, будто бы сам точно не знает, как должен выглядеть один из экземпляров его личной коллекции.
И продолжается это довольно долго — полчаса, не меньше.
Всё это время напарники пребывают в томительном ожидании. Ямтлэи переминается с ноги на ногу и откровенно скучает. Инспектор же с эстетским любопытством осматривает богатое и художественное убранство кабинета: изящные статуэтки, редкая фольга, картины — много всего. Всего и не осмотришь.
— Да, — наконец изрекает Гомба, — это так, — он поднимает взгляд от фольги. — Видимо, вам в руки угодил подлинник, — весомо говорит Гомба, для солидности оттопыривая нижнюю губу. — По крайней мере, похоже на то.
Инспектор учтиво кивает.
— До конца не уверен — слишком неточное качество рисунка. Но я больше склоняюсь к тому, что это — не подделка.
Лонар Гомба важен до напыщенности, чем вызывает некоторое раздражение. Не будь он таким молодым и откровенно надменным, его поведение выглядело бы естественно и вызывало бы даже уважение. Но Гомба перегибает: к нему обратились за помощью, он почувствовал, что без него никак, вот и тешит своё самолюбие, служебными потребностями напарников кормит чувство собственной важности.
— Нам бы поточнее, — сдержанно, стараясь не принизить авторитет маститого коллекционера, говорит инспектор.
— Точнее скажу, если принесёте сам Полумесяц, — неприязненно ответил Гомба.
— Это не так-то просто устроить, — инспектор тоже переходит на холодный тон. — Материалы по делу сложно вынести из участка. Может быть, наоборот — вы покажете нам свой Полумесяц, чтобы можно было сравнить с рисунком?
— А почему это я должен его вам показывать? — Лонар Гомба сверкает глазами, взгляд которых до этого казался инспектору блеклым и невзрачным. — Предъявите свой, я сверю.
— Мы не захватили его с собой, — зачем-то вставляет Ямтлэи.
Гомба переводит полный удивления и претензии взор на Ямтлэи и несколько секунд рассматривает его как соринку, попавшую на дорогостоящий экспонат. Будто ничтожество, посмевшее явиться на высокий приём.
— Так приходите, когда захватите, — с нажимом на каждое слово отвечает Гомба.
— В интересах следствия… — чуть ли не оправдывается Ямтлэи, но Гомба грубо его обрывает:
— Нет, я, конечно, могу продемонстрировать его вам, — весомо говорит он, — но показ требует оплаты. Я не могу допустить исключения, даже в интересах следствия.
Инспектор в замешательстве лезет в карман.
— Сколько стоит показ? — бормочет он.
— У вас столько всё равно нет.
Гомба кидает рисунок прямо перед собой и, отстраняясь от визитёров, демонстративно отворачивается к окну. Словно подчёркивая, что общество напарников терпеть он вынужден, Гомба довольно громко стучит пальцами по столу.
На некоторое время в кабинете наступает пауза. Инспектор с недовольством смотрит на Ямтлэи, тот отвечает безразличным взглядом.
— Мы принесём вам предписание из участка… — наконец говорит инспектор через силу, почти с отвращением.
— Пожалуйста, — откровенно враждебно ответил Гомба. — Как вам будет угодно.
У Ямтлэи возникает стойкое ощущение, что многообещающий, но не оправдавший надежд, короткий разговор окончен. Он даже разворачивается, чтобы идти, но инспектор вдруг спрашивает:
— Послушайте, а у вас нет подозрений, чей Полумесяц мы нашли?
Лонар Гомба возвращается взглядом к напарникам и с полминуты озадаченно смотрит на инспектора, будто не понимает, о чём тот говорит. Можно подумать, что вопрос, в сущности, элементарный и вполне естественный, ставит коллекционера в тупик.
Гомба берёт в руки списочник, рассеянно листает, не глядя в него. Должно быть, ушёл с нужной страницы, но потом спохватился и неожиданно миролюбивым тоном произнёс:
— Ну да, не я один владею Полумесяцем Путешественника… — вслух размышляет Гомба. — Их ведь несколько, — говорит он, а вид у него при этом покладистый и доброжелательный, чуть ли не услужливый, словно бы не было резкостей, которые он только что допустил. — Если мне память не изменяет, всего Полумесяцев девять…
— Восемь, — поправил инспектор. — Насколько нам известно, их восемь.
Гомба удивлённо приподнял бровь и посмотрел на инспектора совсем по-иному: заинтересованно и даже с лёгкой симпатией, как на понимающего и близкого себе по духу, как на равного.
— Насколько помню… — Гомба спешно возвращается на нужную страницу. — Ах, да, вот: к примеру, Гаррагиамэл Шоиноце, мой, если так можно выразиться, коллега, — Гомба через силу сглатывает, будто у него пересохло в горле — вполне естественная реакция одного собирателя древностей на упоминание другого. — У него тоже есть Полумесяц, — с явным сожалением произносит Гомба. — Кстати, завтра он приезжает в Карамюсту, можете встретиться с ним и потолковать об этом…
— Завтра? — удивился инспектор. — Именно завтра?
— Да, завтра, — спокойно ответил Гомба. — И именно в Карамюсту — мне говорили о его визите.
— Вам это странным не кажется?
— А что тут странного? Шоиноце — старый как Еонле, вот и путешествует туда-сюда. В его возрасте это нормально, любит бывать в разъездах — заняться-то больше нечем.
— Просто, вчера в Хейиси обнаружили ценный и редкий артефакт, а завтра сюда приезжает один из владельцев подобного изделия…
— Совпадение, — пожал плечами Гомба. — Уверяю, что в путь Шоиноце отправился до того, как стало известно о вашей находке… С другой стороны… — Гомба прищурился. — Я понял, куда вы клоните: не его ли это Полумесяц? Уж не розыск ли является целью его визита в Карамюсту? — Лонар Гомба хитро улыбнулся, будто порадовавшись возможным неприятностям конкурента.
— Надо бы с ним встретиться, — сказал инспектор.
— Встретьтесь, конечно, — Гомба протягивает ему фольгу с рисунком, и напарники понимают, что приём окончен.
——————-
2. Селия, середина дня, участок
8. Арей, утро, набережная Майилмы
10. Герий, утро, набережная Эневойтт
12. Допрос с переменным успехом
13. Герий, середина дня, скамеечная ГВЗ
15. Герий, вечер, набережная Эневойтт
18. Зевий, середина дня, Окталатия
19. Коллекция выпадающих звеньев
21. Зевий, вторая половина дня, участок
23. Зевий, вечер, набережная Эневойтт
25. Афия, утро, Каменная плоская
28. Афия, середина дня, скамеечная ГВЗ
29. Ретроспектива, звёздный наблюдариум
33. Крой, середина дня, набережная Эневойтт
36. Гелей, первая половина дня, участок
37. Итоги — промежуточные и безрадостные
40. Аудиенция в большом кабинете
44. Чем ближе, тем больше шансов опоздать
45. Селия, вторая половина дня, набережная Комалак
49. Кривотолки внутренней безопасности
51. Арей, вторая половина дня, участок
53. Защита из предыдущей эпохи
54. Герий, утро, звёздный наблюдариум
56. Трагический финал линии Бётэрмыца
——————-