Восход жёлтого полумесяца. 5. Звёздный след

5. Звёздный след

 

Некоторое время Фретинил просто стоит и разглядывает стену собственного дома. На лице лёгкое недоумение, но не сказать чтобы обескуражен: удивляться особо нечему, в Карамюсте и не такое бывает.

И Фретинил, вероятно, даже не заметил бы этой длинной белой полосы, но повинуясь необъяснимому внутреннему позыву, бросил взгляд на стену и обнаружил появившееся за ночь художество. Черта строго прямая, толстая, идёт по диагонали во весь дворовый фасад здания, и остаётся лишь удивляться тому, кто это сделал.

Что бы это значило? — задаётся вопросом Фретинил. Стоит и смотрит, нисколько не беспокоясь по поводу возможного опоздания на службу: у него в запасе всегда есть полчаса. Почему неведомый ночной маляр не нашёл ничего более подходящего, чем старый жилой дом на пересечении каналов Хейиси и Эневойтт? — спрашивает себя Фретинил, но разумеется, не принимает близко к сердцу. Просто абстрактное любопытство и ничего более.

Он даже подошёл к стене и осторожно, двумя пальцами прикоснулся к краске. Она не мажется, полностью высохла, но это ничего не доказывает и не меняет.

— Ты только посмотри! — раздаётся из-за спины возмущённый женский голос. — Что за хамство! Безобразие!

Фретинил обернулся и увидел Гийру, сестру Арэмо.

— Какой-то знак, — невозмутимо констатирует Фретинил, чем приводит Гийру в раздражение.

— Знак, знак, — затараторила она. — Испортили стену! Ты посмотри, какая гадость! — сказала она с ярым отвращением, будто перед ними что-то действительно мерзкое или будто бы Фретинил не видит белую полосу.

— Кто-то упражнялся в рисовании, — безразлично пожал плечами Фретинил.

Гийра начинает ругаться и обвинять невесть кого неизвестно в чём, а он её почти не слушает.

Безобидный, в общем-то, поступок, ему кажется даже, что есть в нём что-то забавное. И поэтому Фретинил не желает внимать вздорным бредням, но и уйти просто так не может: Гийра — сестра его жены, и это обстоятельство обязывает Фретинила проявлять к ней хотя бы малейшее уважение, пусть даже чисто внешнее. К тому же, Гийра — старшая сестра, причём настолько, что Фретинил иногда шутит, что Гийра в два раза старше Арэмо. Говорит это за глаза, естественно.

В высшей степени взбалмошная и склочная женщина, но она живёт в соседнем доме, и Фретинил довольно часто сталкивается с ней во дворе, как это произошло сегодняшним утром.

— …И позавчера опять ему сказала, а он ничего не ответил, — без умолка строчит Гийра, говорит она очень быстро и поэтому зачастую непонятно. — Молчит! Что за манеры, в конце концов? Ничего не отвечает! Я ему хотела было высказать, а он…

— Кто? — Фретинил попытался вклиниться в словесный водоворот.

— А он, главное, как придёт, то постоянно в стену стук такой… И, главное, по ночам…

— Кто? — бесстрастно повторил Фретинил. — Не понимаю — о ком ты говоришь?

— Совсем уже… Ни приличия, ни того чтобы… Стук такой… Сосед мой, — наконец пояснила Гийра. — Который живёт во втором этаже, — она машет в сторону своего дома. — Ну, этот… звездочёт… Как его?.. — Гийра мычит, пытаясь вспомнить. — Ну, такой, невысокий-то… Молчит постоянно. Омжлусо! Точно! Знаешь же такого? В угловой четверти живёт, во втором этаже. Поговори с ним, пожалуйста!

Фретинил смутно припоминает полноватого длинноволосого парня. Замкнутый такой, диковатый и будто бы вечно насупившийся. Не сказать чтобы Фретинил с ним знаком, так — видит периодически во дворе и всё. Ему почти ничего о нём не известно, кроме того, что тот служит, вроде бы, в звёздном наблюдариуме. И проводить с ним профилактические беседы желания у Фретинила нет.

— Стук такой… — продолжает тараторить Гийра. — И даже по ночам. Совсем уже с ума посходили…

— Какой стук? — в отчаянии спросил Фретинил.

— По стене, громкий такой. Ну вот, если бы взял палку и постучал, то так и получилось бы. Или если жестянку какую-нибудь.

— И при чём здесь звездочёт?

— А кто же кроме него? — искренне удивляется Гийра и глядит на Фретинила круглыми глазами.

А тот, в свою очередь, смотрит на Гийру и не менее искренне ей поражается. Не старая же, не глупая, и нельзя сказать, что необразованная, но чушь городит столь отборную, что Фретинил даже заслушался.

Откуда она всё это берёт? — недоумевает Фретинил. Вот так посмотришь на неё со стороны — и в голову ведь не придёт, что Гийра может говорить что-то подобное. Но вот ведь — вот она, слушай, сколько выдержишь.

— Кто ж кроме него? — в тысячный раз повторила Гийра.

— Вы же на разных этажах живёте, — говорит Фретинил, а сам из последних сил удерживается от смеха. Сдержаться, правда, непросто, и лёгкая улыбочка всё же просвечивает. — Да и четверти у вас разные, не друг под другом. Как можно слышать стук из его комнат?

— Отдаётся, — яростно уверяет Гийра. — От стен отдаётся… Стены у нас толстые…

— Отдаётся, — повторяет Фретинил и в открытую усмехается.

Словно не замечая этого, Гийра с полной уверенностью утверждает:

— Да, да, отдаётся! — заглядывает Фретинилу в глаза и вновь просит: — Фафе, ты уж поговори с ним, пожалуйста.

Тот молчит и из чувства такта отворачивается, улыбку, впрочем, с лица не убирает. Его взгляд вновь натыкается на белую диагональную полосу, и, заметив это, Гийра тут же подхватывает:

— Не удивлюсь, если окажется, что это тоже он сделал. Звездочёт наш, Омжлусо.

— Что? — через силу произнёс Фретинил.

— Полосу эту тоже он нарисовал — уверена в этом!

— Да ну, — уже совсем без выражения ответил Фретинил. — Не может быть.

— Точно тебе говорю: для опытов он эту полосу нарисовал.

— Чего? — Фретинил рассмеялся. — Для каких ещё опытов?

— Для наблюдений, он же звездочёт. За звёздами по ночам наблюдает. И линию нарисовал для этого. Вроде ориентира или чего-то такого. Ерунда-то какая! И зачем их только держат? С этими их исследованиями! На какого Еонле они нужны? Кормить их ещё! — возмущается Гийра, вероятно, имея в виду гражданскую ставку, которую звездочёт, как и любой другой, получает из всеобщего бюджета. — Вот на кой они нужны, чтобы я их содержала? — не унимается она, подразумевая, что деятельность звездочёта по определению не может приносить прибыли в этот самый бюджет. — Мог бы заняться чем-то полезным, так нет же — ерундой мается!

Фретинил чуть не стонет. Завывания Гийры — типичное обывательское брюзжание в адрес представителей абстрактных, далёких от насущной практики профессий — вызывает в нём состояние ступора. Вероятно, тем, что он не придерживается данной точки зрения, однако и возразить довольно сложно. Как можно спорить с такой, как Гийра? Которая дальше своего носа ничего не видит и смотрит на жизнь через призму мещанской рациональности.

Не найдя что ответить, он просто разворачивается и уходит.

— Ты уж поговори с ним, Фафе, — крикнула Гийра вслед. — Ты же инспектор, тебя он послушает.

Из-под арки между домами Фретинил обернулся. Он посмотрел на Гийру, но так ничего не сказал.

 

 ——————-

1. Что скрывают волны

2. Селия, середина дня, участок

3. Женские причуды

4. Никаких зацепок

5. Звёздный след

6. Арей, утро, участок

7. Герой слухов

8. Арей, утро, набережная Майилмы

9. В домашней обстановке

10. Герий, утро, набережная Эневойтт

11. Изделие

12. Допрос с переменным успехом

13. Герий, середина дня, скамеечная ГВЗ

14. Встреча в витрине

15. Герий, вечер, набережная Эневойтт

16. В пристанище порока

17. По Карамюсте

18. Зевий, середина дня, Окталатия

19. Коллекция выпадающих звеньев

20. Второй допрос

21. Зевий, вторая половина дня, участок

22. Вечеринка с препятствиями

23. Зевий, вечер, набережная Эневойтт

24. Начертание

25. Афия, утро, Каменная плоская

26. Дополнение к коллекции

27. О чём умолчал прыгун

28. Афия, середина дня, скамеечная ГВЗ

29. Ретроспектива, звёздный наблюдариум

30. Как было на самом деле

31. Фигурант издалёка

32. Катастрофа

33. Крой, середина дня, набережная Эневойтт

34. Легенда для Омжлусо

35. Знак преследования

36. Гелей, первая половина дня, участок

37. Итоги — промежуточные и безрадостные

38. Зов Эфира

39. Селия, утро, участок

40. Аудиенция в большом кабинете

41. Виртуоз делегирования

42. Знакомый незнакомец

43. Ретроспектива: дешифровка

44. Чем ближе, тем больше шансов опоздать

45. Селия, вторая половина дня, набережная Комалак

46. На отвлечённую тему

47. Кратковременное посещение

48. Арей, утро, Окталатия

49. Кривотолки внутренней безопасности

50. Мистерия в наблюдариуме

51. Арей, вторая половина дня, участок

52. В мире артефактов

53. Защита из предыдущей эпохи

54. Герий, утро, звёздный наблюдариум

55. Эйфория и чехольчики

56. Трагический финал линии Бётэрмыца

57. Инспектор во мраке

58. Герий, вечер, участок

59. Обвинение

60. Прорыв

61. Что скрывает серый цвет

——————-